15 мар. 2017 г.

Эпический российский истребитель ПАК ФА (Т-50) тоже всьо!

Categories: , , , , , , ,


Вслед за реквием танку Армата, пришла очередь попрощаться еще с один эпическим проектом современной РФ - якобы "истребителем 5-го поколения" ПАК ФА.
Как же так получилось, что едва ли не флагманский проект перевооружения РА, который собирались поставить на крыло еще в 2009 году и на который возлагались большие надежды нейтрализации превосходства в воздухе авиации НАТО, был фактически остановлен и его наработки уже становятся жертвой "каннибализма" для других менее затратных и сложных проектов? Все дело в срыве сроков - обычном в принципе явлении для столь сложных мегапроектов? Или же в неподъемной для разваливающейся экономики стоимости проекта, еще на старте которого, вызывавшая недовольство руководства ВВС РФ? А может все дело в электронике, которой должен быть напичкан самолет последнего поколения и с которой теперь, после ввода санкций, в РФ одна бЯда (несмотря на все увещевания патриотов РФ о якобы наличии собственной элементарной базы)? Видимо, что нет. Проект не просто сырой. Проекта по сути нет. Вернее его назвать пиар-кампанией. Рассмотрим детально некоторые его составляющие:

двигателя - нет(еще даже не установлен на летные прототипы и его испытания не начались)
пушка - есть (модернизированная версия пушки ГШ-301 1977 года лишь начала свои испытания)
боеприпасов для пушки - нет(испытания только начались)
бомб - нет
ракетного вооружения - нет(Х-59МК2и Х-58УШКЭ, предназначенные для проекта, только находятся на стадии испытаний. Шесть типов ракет обещают подготовить только в 2018 году и еще шесть к 2020-м угоду)
системы обнаружения и сопровождения целей - нет(в разработке)
радар с АФАР - статус неясен (производство началось лишь в этом годуи пока он установлен лишь на 3 испытательных машины)
К этому моменту за 6! лет ПАК ФА совершил немногим более 700 полетов из 3000, требуемых для принятия его на вооружение. Такими темпами производства - по одной машине в год в среднем - необходимый летный стаж эта машина заработает еще лет через 10. Что характерно, во времена СССР срок приема на вооружение самолета нового типа составлял 15 лет...

Тогда к чему весь этот информационный шум? Сегодня на этот вопрос можно уже смело дать ответ - пиар. Буйно разрекламированный проект преследовал 2 основные цели:

Мы тоже можем!

Мировая держава обязана иметь все гласные и негласные ее признаки. Одним из таких негласных внешних признаков является мощная армия, вооруженная по последней моде. Так по крайней мере до сих пор считают некоторые неразвитые страны с большими амбициями. Купить на Западе такие вундервафли в РФ по понятным причинам не могут, поэтому было принято решение попытаться собрать истребитель 5-го поколения своими руками. Руководству страны было дано понять, что "Могём!" и денежные потоки пошли. Результат? А он и неважен совсем! Главное это процесс. Власть делает вид, что перевооружение армии идет полным ходом (на деле даже по официальным данным уровень обеспечения "современным вооружением" едва достиг 50% спустя 6! лет беспрецедентных трат на Гособоронзаказ), ВПК снова пилит бюджет, как в лучшие годы совка, и обеспечивает административный ресурс на выборах (в ВПК РФ заняты миллионы граждан), а народ вновь полон оптимизма и готов превратить всю планету в ядерный пепел в полной уверенности, что с таким чудо-орудием ему за это ничего не будет. Профит!

Маркетинг

Несмотря на тучные годы на первом этапе проектирования, в РФ быстро смекнули, что новый самолет с заявленными ТТХ влетит в копеечку и практически сразу стали искать партнеров, которые бы разделили нелегкое бремя. Так, еще до первого своего полета, ПАК ФА был предложен индусам, которые по наивности и щедрости отстегнули целых 300 миллионов долларов за кота в мешке. С тех пор РФ всеми силами пытается протолкнуть им проект, рассчитывая получить за него до 6 миллиардов, в нынешних условиях уже необходимых, как воздух. Но, несмотря на скудные данные, которыми делятся с ними из РФ, индийские военные давно поняли, что самолет весьма далек от того, что им столько лет пытаются представить. Спустя 8! лет, Индия раз за разом отказывается подписать контракт на участие в проекте даже после того, как ценник упал до 4 миллиардов.

Но не только индусам эти годы пытались втюхать эту машину. В 12 году, спустя всего 2 года после первого полета, самолет был предложен Перу. Неудачно.

Годом ранее в Корею. Тоже безрезультатно.

В 2013 года Бразилии было предложено войти в долю как партнер. Провал.


Планов было громадье. В итоге, никто за 14 лет существования проекта так и не купился на этот маркетинговый воздушный замок. Для сравнения: в финансировании проекта американского F-35 принимали участие 9 стран, причем одна из них (Австралия) формально даже не состоит в блоке НАТО. Заказали же его на сегодняшний день армии уже 12 стран. Так же отнюдь не все члены альянса (Южная Корея и Израиль, например).


Картина, как видим, удручающая. Да, на публику еще долго будут делаться бравурные доклады и обещания, время от времени вбрасывать в Сеть красивые картинки и с такого ракурса и с такого, но фактический отказ РА от закупки этой машины говорит сегодня сам за себя - военные не видят в этом проекте ничего, кроме бездонной бочки, куда улетают миллиарды, когда на эти деньги (которых все меньше) можно купить "старые", но уже проверенные машины. И намного больше. Вояки они ведь люди простые - хоть и патриоты по определению гораздо большие чем вся чинушно-ВПКушная рать, но втюхать им пустышку гораздо сложнее, чем наивному обывателю.

Уже бывший командующий ВДВ Шаманов несколько лет назад на встрече с производителями военной техники сказал:

"Вы поймите - нам не воевать на этих машинах, мы в них умирать будем"!

На ПАК ФА военные летчики РФ ни воевать ни умирать не хотят ни сегодня ни в обозримом будущем. И, видимо, никогда не придется.

То ли карма такая, то ли попросту закономерный ход вещей, но каждый раз, когда российские генералы хвастаются какими-то достижениями, суровая реальность их тут же бьет по носу. Примеров множество, а передовиком по «ударам в спину» от судьбы остается Дмитрий Рогозин.

Вот, казалось бы, буквально в прошлую субботу главнокомандующий Воздушно-космическими силами России генерал-полковник Виктор Бондарев сообщил о том, что гордость российского авиастроения ПАК ФА Т-50 в скором времени пойдет в серию, как в Красноярском крае уже в понедельник потерпел крушение МиГ-31. Можно было бы неделю ликовать, распуская лучи пропаганды, но вот под скрежет алюминия не сильно теперь и разойдешься.

В принципе для российской пропаганды сейчас иной темы для поднятия национальной гордости, кроме как достижения ВПК – нет. И это обусловлено во многом тем, что в нынешних условиях особо и нечем гордиться. Экономика в предынфарктном состоянии, наука и техника неспешно скатывается в бездну средневековья под молебен патриарха Кирилла, культура застряла между документальными фильмами о Путине и научными трудами о том, как хитрый рубль доллар победил. А потому акценты на достижениях ВПК ставятся не из-за того, что там действительно происходят феноменальные и передовые преобразования, а из-за безальтернативности.

Но, вернемся к нашим баранам, а точнее - к ПАК ФА Т-50.

Итак, если верить словам Бондарева, то гордость российского военного авиапрома готовится в серию, и истребитель пятого поколения под №11 уже скоро увидит свет. А вариант дальней авиации ПАК ДА могут поднять в небо уже в 2021 году…

Честно говоря, все эти пропагандистские дифирамбы Т-50 не стоят и выеденного яйца. Причем это понятно даже не с позиции экспертного анализа, на который я ни в коем случае не претендую, а более подробных заметок в открытом доступе более чем достаточно. Даже с позиции доступных для обывателей данных становится понятно, что гордость ВКС РФ на самом деле - весьма проблемный самолет.

Время потеряно. Для начала стоит отметить, что разработки многоцелевого истребителя пятого поколения в СССР начались одновременно с США, в начале 80-х, но в то время, как первый полет YF-22 (прототип будущего F-22 Raptor) состоялся уже в 1990-м, разработки у наследницы советской империи оказались на довольно посредственном уровне. В итоге, на сегодняшний день Россия так и не имеет на вооружении вожделенных Т-50, в то время как в ВВС США полным ходом эксплуатируются 195 единиц F-22 Raptor и 174 F-35 Lightning II. Иными словами – первенство в небе пятого поколения уже проиграно.

Сроки и количество. Еще год назад ВКС РФ намеревались до 2020 года поставить в строй 52 ПАК ФА, но после того как Индия отказалась от совместной разработки «истребителя будущего» в пользу закупки французских истребителей Rafale по тендеру MMRCA, эта цифра значительно поредела. Так, на данный момент озвучивается более реалистичное количество в 12 самолетов. Негусто…

Экспорт и конкуренция. Все прекрасно понимают, что без экспорта не может быть и полноценного производства. Но, опять же, из-за потерянного времени основным монополистом истребителей пятого поколения сейчас являются США. Но даже и они не окажут главную конкуренцию РФ.

На сегодняшний день, параллельно с российским истребителем, аналогичная машина разработана китайцами - модели J-31 и J-20, и японцами Mitsubishi ATD-X Shinshin. Причем китайский аналог Т-50 J-20 планируется запустить в серию аналогично с российским, в 2017-м. Если учитывать хваткость Поднебесной, то именно она составит России основную конкуренцию на рынке… Но мы все о конкуренции да экспорте, а ведь говорить об этом еще рано…

Кому продавать-то? Если свои истребители США продают союзникам, то российские Т-50 отправятся в страны, ищущие разумную альтернативу американской монополии. В частности, вполне возможно, что данные самолеты могли бы пойти в Индию, но после скандала с СУ-30 МКИ, страдающим хронической неисправностью – это вряд ли.

К тому же не следует забывать, что перед поставками подобных машин необходимо проводить подготовку пилотов. С учетом всех моментов, Россия сможет поставлять ПАК ФА странам-партнерам не ранее, чем через лет 15 после старта серийного выпуска, а это не раньше 2030 года как минимум, с учетом исключительно благоприятной экономико-социальной атмосферы в стране!

Техническая отсталость. Если взять в расчет эту самую благоприятную экономико-социальную атмосферу и предположить, что России таки удастся выйти со своим ПАК ФА на мировой рынок, то для нее все равно будет потеряно время, ведь в США уже приступают к разработке истребителя шестого поколения. При этом, часть технологий которая будет использована в будущей модели, так или иначе, будет опробована в имеющихся «пятерках». То есть, ежегодная модернизация и улучшение. Сможет ли это предложить Т-50? Нет.

Надежность. ПАК ФА - проблемный истребитель. То он чуть было не взорвался во время выступления на МАКС-2011, то он загорелся на аэродроме в подмосковном Жуковском. Всего 10 машин, а ЧП на них случаются от раза к разу. Да, это прототипы, но практически каждый из них горел, создавал аварийные ситуации и подвергался ремонту. При этом происходили эти инциденты не так давно, чтобы говорить о полном решении проблем и запуске серийного производства.

По сути, ПАК ФА пиарится так же интенсивно, как и пресловутая платформа Армата, практически все изделия на базе которой страдают целым набором хронических заболеваний. То заглохнет посреди репетиции, то самовозгоранием удивит любителей селфи. Что в авиации, что в сухопутных войсках – грабли одни и те же, прямо однояйцевые близнецы. До ума не довели, а уже хвастаются на весь мир. Как говорится, кто поспешит…




Источник




Газенвагенon Google+



Spread The Love, Share Our Article

Related Posts

No Response to "Эпический российский истребитель ПАК ФА (Т-50) тоже всьо!"

Отправить комментарий



НА НАШЕМ САЙТЕ ВАТНИКИ НЕ МОГУТ ОСТАВЛЯТЬ КОММЕНТАРИИ

Популярные сообщения